Выксунский Иверский женский монастырь и его основатель преподобный Варнава Гефсиманский

Доклад игумении Антонии на II Выксунских епархиальных Сретенских просветительских чтениях.

Гефсимания – место самого трагического моления Иисуса Христа о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Божия Матерь, это место ее славного Успения. Обитель, носящая такое название, дорога и свята всякому православному человеку.

В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и старанием наместника Лавры преподобным Антонием (Медведевым) созидался Гефсиманский скит. Святители Филарет Московский и Филарет Киевский и Галицкий благословили это место, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и ее благодетелей.

Простота и строгость были заповеданы приснопамятными основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых – преподобных Сергию и Никону Радонежскому. Даже церковная утварь была деревянная, не исключая и пономарских подсвечников. Святитель Филарет Московский писал: «Простота… есть надежда Скита. Да сохранит сие Господь»

Строгостью и духом православной ревности славился устав Скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – все было направлено к спасению души человеческой. Так, и женщины допускались внутрь скита лишь один раз в год, 17/30 августа в день празднования Чина Погребения Божией Матери. Многие верующие люди искали строгого руководства, как наиболее спасительного пути, и Скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда стекаются тысячи верующих за наставлением и советом.

24 января 1831 года в семье крепостных крестьян Ильи и Дарии Меркуловых родился сын Василий – будущий старец иеромонах Варнава.

Несмотря на свою бедность, Меркуловы старались делиться последним куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии и любили ходить на богомолье по святым местам.

Пример такой добродетельной жизни родителей, их постоянное стремление памятовать о Боге, не могли не повлиять благотворно на впечатлительный ум и чистую душу отрока Василия. Он не по годам был серьезен, молчалив, избегал товарищества и празднословных разговоров.

После посещения Троице-Сергиевой Лавры в начале 50-х годов, юноша Василий решил окончательно, с благословения своего старца Геронтия и Боголюбивых родителей, навсегда поселиться под кровом преподобного Сергия в Троицкую лавру. В это время Василию минуло 20 лет.

В стенах лавры послушник Василий пробыл около месяца, а затем переселился в Гефсиманский скит. Начинал он с того, что водил богомольцев по Пещерам Скита и проходил послушание в слесарной мастерской. Ремесло, знакомое ему еще в миру, скоро сделало его известным, братия так и звали его Василий-слесарь.

Духовное руководство юный подвижник получал от своего старца схимонаха Григория, а по переселении в скит -у монаха Даниила. Как мудрая пчела собирал молодой послушник духовный нектар мудрости своих старцев. Незадолго до своей кончины, схимонах Григорий привел своего ученика в недоумение благословением об устроении женской обители в местности, отдаленной от Лавры и сплошь зараженной расколом. При этом Старец, с любовью и грустью взглянув на возлюбленного ученика своего, не скрыл от него, что много ему придется потерпеть и понести скорбей и неприятностей, но при этом утешал его: «Впоследствии же скорбь твоя сменится духовной радостью, и слава об обители вознесется далеко, и потекут со всех концов России золотой струей обильные приношения, и процветет эта обитель «невест Христовых», яко крин сельный. Будут многие приезжать, только посмотреть на обитель и будут дивиться ее благолепию».

24 января 1873 г. наместник Троице-Сергиевой Лавры прп. Антоний (Медведев) утвердил прп. Варнаву народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита, затем духовником братии всего скита. Воспитываемый до этого времени старцами-наставниками, отец Варнава теперь сам становится воспитателем и духовным врачом людских сердец.

Вместе с келейником прп. Варнавы жил в домике при пещерах, ежедневно принимал от 500 до 1000 человек, приезжавших со всей России, паломники отмечали особую «духовную трезвость», «мягкость» и осторожность в его пастырской практике. По молитвам подвижника разрешались семейные неурядицы, происходило множество исцелений. Легкие болезни прп. Варнава советовал исцелять строгим постом:«Хлеб да вода не сделают вреда»,- приговаривал Батюшка, а при тяжелых заболеваниях иногда сам рекомендовал тех или иных врачей.

Это-то служение страждущему человечеству и дало ему возможность осуществить совет его старцев-наставников основать и устроить Иверскую обитель. На создание и благоукрашение этой обители им были употреблены все доброхотные даяния многочисленных посетителей, которые приходили к нему.

Себе отец Варнава из этих даяний решительно никогда и ничего не оставлял. Ему предстояло исполнить благословение своих духоносных старцев и понести крест строителя, воспитателя сестер, просветителя и миссионера в крае сплошь зараженным расколом.

Мысль об основании обители при селе Выксе в Нижегородской губернии, на границе ее с Владимирской губернией в глубине дремучего Муромского леса явилась у о. Варнавы вследствие его знакомства с выксунским уроженцем Димитрием Пивоваровым.

Отпав, вскоре после женитьбы на дочери раскольника, от православия, Пивоваров предался разгульной жизни и совсем забыл Бога. Но Милосердный Творец не забыл его. Внезапно постигшая смерть семилетней дочери заставила его вспомнить о Боге.

Он отправился на богомолье в Сергиеву обитель. В Гефсиманском скиту он встретился со старцем Варнавой, который посвятил ему несколько часов духовной беседы. Домой Димитрий Пивоваров вернулся другим человеком, при этом взяв на себя великий подвиг юродства.

Особенно уважали юродивого Димитрия жители села Выкса супруги Егор Васильевич и Наталья Яковлевна Кокины и Алексей Яковлевич Бородачев с супругой Екатериной

Петровной. Узнав через блаженного о старце Варнаве, они посетили его келлию в Гефсиманском скиту, где преподобный им высказал мысль о том, чтобы при селе Выксе организовать женскую обитель.

Супруги Кокины поехали испросить у знаменитого святителя Московского митрополита Филарета благословения на устроение богадельни для немощных и не имеющих приюта вдовиц и сирот. Митрополит Филарет, охотно благословляя это дело, сказал: «Благословляю создаться обители, а монаха-устроителя, который кроет себя за вами, благословляю созидать и руководить ею всегда».

Такое благословение Святителя Московского окончательно решило вопрос о начале создания обители.

В летописи монастыря находим такие слова: «По приезде в Выксу в конце 1863 года, о.Варнава вместе с Кокиным и Бородачевым занялись приискиванием места для постройки богадельни, из которой в недалеком будущем должна была возникнуть чудная, благоустроенная Иверская обитель и сделаться предметом благоговейного удивления всех…

С наступлением весны 1864 г. при Выксе начата была постройка богадельни, оконченная к осени того же года».

Отмена крепостного права в 1861 году вызвала массовый уход неимущих крестьян в города, куда они отправились в поисках средств к существованию. Это в свою очередь привело к распаду многих семей, тем более что, женский труд в городах использовался в меньшей степени, чем мужской. Для значительного числа женщин монастыри оказывались единственным убежищем от нищеты и гибели, давая возможность продолжать жить, удалившись от мирских забот и суеты, посильными подвигами спасая свои души и молясь за близких и родных.

Священник Павел Флоренский мудро называл монастыри «духовным санаторием многих израненных душ». По статистическим данным по России отмечается с 1861 года значительное увеличение вновь созданных монастырей, особенно женских. К 1917 году в Нижегородской епархии насчитывалось 37 монастырей, из них 9 мужских, а 28 – женских. Одним из возникших в пореформенное время женских монастырей и является Выксунский Иверский монастырь.

Маленькая богадельня постепенно обустраивалась и расширялась. 25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская», которая встречали крестным ходом на пристани села Досчатое и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской». Число обитательниц ее достигало к этому времени более 50 человек. Его мать — схимонахиня Дария проживала в богадельне монастыря на равных условиях со всеми находившимися там сестрами.

К 1873 году положение Иверской богадельни упрочилось и хозяйственно укрепилось. В это время здесь проживало уже свыше 100 сестер. В 1887 году женская община возле Выксы получила статус третьеклассного монастыря. Это торжество в обители отмечалось 21 июля в день празднования в честь иконы Божией Матери Казанской.

Для отца Варнавы строительство монастыря было одним из основных дел всей его жизни. Он посвятил этому более 40 лет. Батюшка жил заботами монастыря, находил богатых благотворителей, лично следил за строительством, бытом сестер, их духовным состоянием.

Строительство монастыря резко уменьшало безработицу среди простого народа, воспитывало страх Божий, почитание к начальствующим, сдерживало народ от революционных выступлений. Батюшка Варнава сподобился при жизни увидеть благолепные храмы и келейные корпуса и другие постройки обители.

Через год после возведения общины в статус монастыря, игумения Митрофания ходатайствовала перед епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом о награждении иеромонаха Варнавы золотым наперсным крестом и так перечисляла в прошении заслуги старца:

При его содействии вокруг монастыря устроена высокая ограда стоящая около 40 тысяч рублей;

Монастырская колокольня со всеми колоколами стоящая не менее 50 тысяч рублей;

Каменная соборная церковь с престолом в честь Иверской иконы Божией Матери с двумя приделами, с полным иконостасом в пять рядов, вызолоченным, установленным новыми иконами, и со стенной живописью по всему храму, стоящая до 200 тыс.рублей;

Другая каменная церковь, двухалтарная, с пристроенными к ней больничными помещениями наверху, а внизу с богадельней около 100 тыс. рублей;

Каменный трапезный корпус двухалтарный, стоящий не менее 50 тыс. рублей.

Конечно мы понимаем, что цена Российского рубля тогда была совершенно иной.

Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора П. А. Виноградова, заложенный в восьми саженях от Иверского храма. Вместительность храма рассчитана на 6000 человек, а на хорах могли размещаться до 500 сестер монастыря. Он имел два придела: правый – в честь Вознесения Господня и левый – Всех святых.

Жилых зданий внутри монастыря было 25, в которых размещались: просфорня, гостиница, странноприимная, свечная мастерская, иконописная, золотошвейная, фотография, зубоврачебный кабинет, переплетная, сапожная, портновская, цветочная, квасоварня, баня, прачечная, амбары – все это обслуживали сестры монастыря.

В монастыре были большие фруктовые сады, клумбы с прекрасными цветами, которые иногда были расположены так, что можно было прочитать слова, например, «Боже, Царя храни».

Необычайной красоты цитрусовые плодоносящие деревья и другие диковинные для нашей местности растения можно было увидеть в зимнем саду. Существовал монастырский магазин, где находилось потребное как для богатых посетителей, так и для бедных: нитки, бархат, ткани и прочее; а также продукты монастырского изготовления: творог, сыр, овощи, фрукты, соленья, колбасы и другие мясные деликатесы.

Преподобный Варнава посещал обитель раз семь в течение года и внимательно следил за ее благоустройством и духовной жизнью сестер. По приезде в обитель он, несмотря на усталость от дороги, служил повечерие и во время его читал акафист Пресвятой Богородице. Затем о.Варнава беседовал с сестрами. Во все время пребывания в монастыре он совершал богослужения. В день отъезда старец всегда служил литургию и напутственный молебен, после чего отправлялся со всеми сестрами на трапезу, по окончании которой посещал Успенскую церковь и молился на могиле своей родительницы схимонахини Дарии.

Высокочтимый старец Варнава являлся в полном смысле слова многопопечительным отцом основанной им обители, а обитель для него — родным и дорогим детищем. Заботясь о внешнем благоустройстве монастыря, старец еще большее попечение проявлял о ее внутреннем благоустройстве. Никому не ведомы труды, скорби и всевозможные лишения, понесенные им при этом незримом для внешнего ока служении, а между тем под его мудрым окормлением обитель достигла определенных высот духовного совершенства.

Старец вел обширную переписку с духовными детьми, часто отвечал на письма, не распечатывая их. Среди духовных детей прп. Варнавы были прп. Серафим (Муравьёв) Вырицкий, епископ Трифон (Туркестанов), философ К. Н. Леонтьев, которого поручил руководству старца прп. Амвросий Оптинский.

В течение пяти лет перед своей кончиной иеромонах Варнава посещал Иверскую обитель особенно часто. Он как будто торопился при жизни упрочить ее внутреннее и внешнее благолепие.

Зимой и летом, во всякую погоду, забывая о возрасте и тяготах дальнего пути спешил он к своим любимым дочкам – так ласково Батюшка называл сестер. Вечером 17 февраля по старому стилю 1906 года огорчило всех почитателей и духовных чад преподобного неожиданное известие о кончине утешителя-батюшки.

19 июля 1995 года, в день празднования Собора Радонежских святых иеромонах Варнава Меркулов причислен к лику местночтимых святых Московской епархии. А через год 26 октября 1996 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери было благословлено второе открытие Выксунской Иверской обители, после периода лихолетий. 27 ноября 2003 г., спустя 140 лет со дня первого посещения Выксы старцем Варнавой, в притворе Троицкого собора освящен престол в честь этого святого основателя обители.

Как и в прежние времена, братия Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры и сестры Выксунского Иверского женского монастыря верят в молитвы своего покровителя преподобного Батюшки Варнавы и по их вере он не оставляет их и творит удивительные чудеса.

Cайт Выксунской епархии. 20.02.2014