Между прошлым и будущим

Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря, музейная комната, вторая половина дня. Мальчишки и девчонки, словно трудолюбивые пчелки, корпят над созданием мозаичного панно к 150-летнему юбилею Выксунской обители. Работа, можно сказать, ювелирная. С замиранием сердца, боясь ошибиться, они укладывают плиточки размером 1х1 см. Как никто другой эти юные выксунцы понимают, что вносят лепту в возрождение жемчужины православия, в вечность. О том, как продвигается работа, рассказывает автор и куратор проекта, руководитель отдела миссии и социального служения Выксунской епархии Сергей Матюгин.

Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря, музейная комната, вторая половина дня. Мальчишки и девчонки, словно трудолюбивые пчелки, корпят над созданием мозаичного панно к 150-летнему юбилею Выксунской обители. Работа, можно сказать, ювелирная. С замиранием сердца, боясь ошибиться, они укладывают плиточки размером 1х1 см. Как никто другой эти юные выксунцы понимают, что вносят лепту в возрождение жемчужины православия, в вечность.

О том, как продвигается работа, рассказывает автор и куратор проекта, руководитель отдела миссии и социального служения Выксунской епархии Сергей Матюгин:

— Вот уже больше месяца проект «Восстанавливая связь времен», ставший победителем и получивший грант конкурса «Православная инициатива 2013-2014», воплощается в жизнь благодаря стараниям детских рук. Ежедневно, кроме выходных дней, над созданием панно трудятся три группы по 10-20 человек. В проекте задействованы учащиеся всех школ и учреждений дополнительного образования городского округа, воскресных школ, православного клуба «Славяночка», «Православные витязи». На прошлой неделе к ним присоединились и ребята из общества инвалидов «Эдельвейс». Всего — чуть больше тысячи человек. Главное условие для участия — желание, а единственное ограничение — возраст. Так как сборка мозаики — работа сложная, требующая повышенного внимания, то «ставку» делают на учащихся 7 — 11 классов. Для подрастающего поколения выксунцев событие знаковое! Ведь все они смогут оставить как след в истории развития духовного центра Выксы, так и познакомиться с историей монастыря, с его главной святыней — Иверской иконой Божией Матери, узнать о преподобном Варнаве Гефсиманском — покровителе нашего города. Прежде чем приступить к сборке панно, для детей проводят обзорную экскурсию по монастырю. Для кого-то этот проект стал первым шагом к храму.

В настоящее время выполнено 50 процентов от общего объема панно. Прежде чем приступить к основной части проекта, пришлось проделать огромную подготовительную работу. Была разработана картина мозаичного полотна, в основу которого положена литография монастыря дореволюционного времени, проведена ее колоризация. Затем специалисты московской фирмы «Джиель» прорисовали матрицу картины, подобрали цветовую гамму мозаичных элементов. Получилось 36 оттенков! На панно изображена икона Божией Матери «Иверская», которая также выполненная художником-иконописцем этой же фирмы из колотой мозаики.

Открытие мозаичного панно запланировано на 16 ноября — день широкомасштабного празднования 150-летнего юбилея обители. По этому случаю ребята соберутся в Иверском сквере. Именно здесь, за памятником преподобного Варнавы Гефсиманского, будет освящено и установлено панно. Хочется надеяться, что простоит оно не год и не два, а десятилетия!

Кстати, у проекта «Восстанавливая связь времен» есть все шансы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Пока самое большое панно, зарегистрированное в книге мировых достижений, состоит из 121 тысячи деталей. То, над которым с трепетом трудятся выксунские ребята, насчитывает чуть меньше 300 тысяч элементов. Поражает оно и своими масштабами. Его площадь составляет почти 35 квадратных метров (7х4.8)!

Приходят мальчишки и девчонки потрудиться на час, но с удовольствием вовлекаются в творческий процесс, чувствуют сопричастность к общему делу и забывают о времени. Их вдохновляют сами монастырские стены! И чем больше у нас будет реализовано проектов, в которых дети будут выступать в качестве творцов, тем меньше они будут разрушать.

А какой же след в истории, в развитии нашего города оставили наместники Иверской обители?

Вы никогда не задавались вопросом: что было бы с Выксунской землей, не будь на ней, полтора столетия назад, воздвигнут монастырь? Что мы знаем об этом духовном граде, о его основателе и покровителе Выксы?

На эти вопросы помогла ответить II научно-практическая конференция «Преподобный Варнава Гефсиманский и его духовное наследие». Она прошла 18 октября в ДК металлургов и собрала представителей Церкви, общественности, образования, СМИ из десяти районов, входящих в состав Выксунской и Павловской епархии. Открыл конференцию епископ Выксунский и Павловский Варнава.

Владыка ответил, пожалуй, на главный вопрос: почему наши взоры привлекаются к святому Русской Православной Церкви преподобному Варнаве Гефсимансокому? Именно он основал Иверскую обитель, его трудами, неусыпными молитвами, попечением небольшая община возросла и стала цветущим, благоукрашенным, монастырем, в котором подвизалось до 1000 сестер. «С одной стороны, это был простой монах-священник, не отличавшийся особой образованностью, подвизавшийся в Троице-Сергеевой лавре и прошедший длинный путь от послушника до народного духовника. Но это был удивительный человек, к которому тянулись люди разных сословий: крестьяне, купцы, аристократы, на его духовном совете был и сам Николай II. Современники отмечали, что людей таких духовных дарований, благодати было немного. Преподобный Варнава имел в себе дар веры — простой, евангельской, которая была средоточием его духовного опыта. А ХIХ век, как известно, был веком безбожия, нигилизма, увлечения мистицизмом. Обладал старец и даром любви. Его любящее сердце было расширено настолько, что могло вместить всех, кто бы ни обращался к нему. Его любовь смотрела в глубь естества человеческого, видела прошлое, настоящее и будущее, для нее не существовало даже расстояний. Для каждого отец Варнава находил правильные слова внушения, нарицания, но доброго, не обидного».

В наследие остались письма преподобного Варнавы к своим духовным детям. Они небольшие по объему, но глубокие по содержанию — указывают на духовные ошибки, отражают советы конкретным лицам. В них можно найти ту искренность, чистоту и устремленность к Богу, которые хотелось бы всем нам стяжать.

По словам нынешней настоятельницы игуменьи Антонии, жизнь преподобного Варнавы Гефсиманского — образец полноты священного служения, он умудрялся, находясь в глубокой молитве, посещать своих духовных чад, которые были не только в Выксе, но и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Даже накануне своего отшествия ко Господу преподобный Варнава исповедовал около 400 человек, внимательно выслушивая и давая совет каждому страждущему.

Во все времена монастыри выполняли миссию социального служения. Не стала исключением и благоустроенная Иверская обитель. Она обеспечивала не только собственные нужды, но и занималась благотворительной деятельностью. На монастырские деньги были построены церковно-приходские школы как в самой Выксе, так и в соседней деревне Мотмос. Обитель делала пожертвования и в пользу специально созданного благотворительного Епархиального комитета и Всероссийского Красного Креста… В настоящее время насельницы продолжают монастырские традиции. Они помогают детским домам, социально незащищенным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Масштабы помощи далеки от желаемых, но чем больше сестры окормляют других, тем большую помощь посылает им преподобный Варнава.

Иверский монастырь стал духовным центром Выксы. А ведь когда-то отец Варнава стоял перед выбором: строить обитель рядом с поселением Выкса или углубиться в лес? Откровение  Божие старец получил в молитве. Позже он поймет почему Перстом Божиим ему было указано именно это место: в православную веру предстояло обратить сотни иноверцев, раскольников, проживающих в этих местах. Видя в глазах народного духовника сияние вечности, многие обращались в веру истинную.

Будем же и мы, как отметил епископ Выксунский и Павловский Варнава, не только умиляться житию святого подвижника, но и, вдохновляясь, стараться следовать его примеру, иметь в себе «соль земли», жить во славу Божию.

Текст Натальи Фоминых (газета Выкса.ru). Фото из архива пресс-службы Выксунской епархии. Сайт Выксунской епархии. 23/10/2014.