Время настаёт. К 150-летию Иверской обители. Часть IV

Настоятельница Иверской обители игумения Антония: «Люди, готовившие монастырь к жизни, и сейчас с нами. Видимся с ними на службах, они помогают в храме. Нужно не только помнить, но и записывать их рассказы. С каждым годом этих тружеников и тружениц становится всё меньше. Они уходят. Мы хотим вместе вспомнить, как всё начиналось. Мы должны сохранить их слова для истории». Рассказы хранят старые газеты…

Настоятельница Иверской обители игумения Антония: «Люди, готовившие монастырь к жизни, и сейчас с нами. Видимся с ними на службах, они помогают в храме. Нужно не только помнить, но и записывать их рассказы. С каждым годом этих тружеников и тружениц становится всё меньше. Они уходят. Мы хотим вместе вспомнить, как всё начиналось. Мы должны сохранить их слова для истории». Рассказы хранят старые газеты…

Иверскому женскому монастырю – 140 лет. «Духовный санаторий для израненных душ»

Фрагмент (2004, октябрь, № 3. «Православная Выкса»)

…Богослужения в монастыре стали совершаться по монастырскому уставу (с 1996-97), установилось чтение неусыпаемой псалтири, общая трапеза, правило для сестер. В воскресные дни перед Божественной Литургией служится молебен Иверской иконе Божией Матери с акафистом на распев. Постепенно ремонтируются здания и кельи, очищается и благоукрашается переданная территория. Самой объемной по масштабам и затратам была работа по восстановлению притвора Троицкого собора, которую возглавлял благочинный Выксунского округа протоиерей Геннадий Колоколов. На средства благотворителей изготовлены престол, жертвенник, иконостас, куплено внутреннее убранство для обновленной части некогда величественного пятиглавого собора.

27 ноября 2003 года в притворе Троицкого собора Преосвященнейшим владыкой Георгием, епископом Нижегородским и Арзамасским освящен престол в честь основателя обители — преподобного Варнавы Гефсиманского Радонежского чудотворца.

Сегодня в Иверской обители проживают 13 сестер, имеется подсобное хозяйство и огороды. Имеется также и библиотека, которую посещают не только сестры обители, но и студенты духовного училища, а также многие выксунцы. Самая главная святыня монастыря — это сохранившаяся от времен старой обители чудотворная Иверская икона божией Матери, написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня — это частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль…

Настоятельница Выксунского Иверского женского монастыря Антония (Миронова)

Новости

(2004, октябрь, № 3, «Православная Выкса»)

— Старшая сестра Иверского женского монастыря приняла монашеский постриг на Вербное воскресенье (4 апреля) после вечерней службы. А на Преображение Господне (19 августа) на Всенощном бдении Преосвященнейший владыка Георгий зачитал приказ святейшего Патриарха Алексия II об утверждении монахини Антонии (Мироновой) настоятельницей Иверского женского монастыря с возложением наперсного креста по должности.

— В Иверском женском монастыре изготовлен киот на икону прп. Варнавы Гефсиманского (основателя монастыря), в который вложена личная епитрахиль старца, сохраненная и переданная монастырю священником Александром Куликовым в день освящения Притвора Троицкого собора. Также в монастыре начался ремонт сестринского корпуса по улице Лепсе, д. 4. Покрыта крыша. Идут работы по проведению коммуникаций. В этом здании в феврале 1993 года проходила первая Божественная литургия после долгого периода запустения и разрухи. Выксунский металлургический техникум освободил для монастыря здание церкви Вознесения Божией матери на небо по ул. Краснофлотской, 59. Силами монастыря здание освобождается от мусора, и готовятся документы о его передаче. В процессе уборки пришлось привлекать силы МЧС, так как было обнаружено четыре килограмма разлитой ртути.

Иверская обитель: вечно юная, вечно живая

(2009, ноябрь, газета «Выксунский рабочий»)

Иверский женский монастырь отмечает 145-летие. Рассказывает настоятельница монастыря монахиня Антония (Миронова).

Листая прошлого страницы

— Несмотря на достаточно юный возраст обители и её сегодняшнее состояние выксунцам есть чем гордиться. В своё время Иверский монастырь занимал значительно большую площадь, нежели Дивеевский, незадолго до закрытия в нём было 1000 сестер. Кроме того, это был второклассный монастырь, то есть монахини в нём находились на полном обеспечении. Основное отличие от третьеклассного, каковым являлся Дивеевский, в том, что в последнем такого не практиковалось. Там монахини занимались рукоделием, выставляли свои изделия на продажу, тем и жили. Кормили их, конечно, всех, но в остальном…

Всегда было много желающих стать сестрами обители. И все – с соответствующими документами. Ни для кого не секрет, что сегодня некоторые граждане из религиозных соображений пытаются отказаться от светских документов. Это абсурд! Даже в старые времена они были основанием для проживания в монастырях, скитах и пр.

В исторических хрониках есть данные о том, каким было монастырское хозяйство. Богатейший скотный двор – коровы, свиньи, птица. Хоть монашествующие сами и не едят мясо, продавать его могут. Вот и тогда мясо реализовывали, а шкуры выделывали с целью последующего использования. Монахини плели корзины, держали огромную пасеку, был и кирпичный завод. Необычным для того времени можно считать зимний сад, где выращивали экзотические фрукты, которые поставлялись даже на императорский стол по благословению старца Варнавы.

Основатель обители

— О нём, преподобном Варнаве Гефсиманском, можно говорить и говорить. Именно его трудами и молитвами столь недолго просуществовавший до революции монастырь – после 1917-го трудовая артель, сформированная из монахинь, распалась во второй половине 20-х, незадолго до того, как в 1929-м взорвали обитель, – снискал славу по всей Руси. Сам же старец, лёгкий на подъем, неустанный труженик, в обители бывал до 12 раз в год.

Я считаю, что батюшка Варнава – не просто монастырский человек. Это гражданин Выксы с большой буквы. То, что он сделал, сопоставимо с трудами братьев Баташёвых. Если те создали на выксунской земле оплот металлургии, то он – оплот духовности, причём менее, чем за пятьдесят лет. Он прославил выксунский край на столичном уровне. И сегодня он молится за всех своих духовных чад. А самые близкие, самые дорогие ему – выксунцы. Отрадно отметить, что сегодня ведутся предварительные работы по возведению ему памятника. Хотелось бы, чтобы люди понимали: памятник этот будет не простым рукотворным воспроизведением образа старца, идолом. Это будет образ, восходящий к первообразу. И просить о милости Божией мы будем не металл, а самого батюшку Варнаву.

Обитель нынешняя

— Старания преподобного Варнавы не пропали даром. Лишённая былого величия, обитель всё же жива. Второе рождение её выпало на осеннюю Иверскую. Именно в этот день в 1996 году прошла здесь архиерейская служба, и ныне покойный митрополит Николай (Кутепов) с амвона объявил: четырём сестрам из Дивеево перебраться в Иверский монастырь с тем, чтобы содействовать его возрождению. Среди названных была я. Конечно, сестёр теперь значительно меньше, не тысяча, а всего шестнадцать. Ведём хозяйство, окормляем детей, исполняем молитвенное правило. Хочется провести такую параллель. Прежде чем пройти по хорошему асфальту, надо произвести предварительные работы. Расчистить место, положить основу… Сейчас мы закладываем основу, мы можем одновременно молиться и работать. Те, кто нас сменят, придут уже на созданные для молитвенного подвига условия. И будут молиться перед иконой Иверской Божией Матери. Не перед той, конечно, что была в своё время прислана сюда батюшкой Варнавой. Она, к сожалению, не сохранилась, данных о ней почти нет. Но осталась икона, написанная сестрами в конце XIX века. Мы просим Царицу Небесную о заступничестве, мы просим святых молитв батюшки Варнавы.

Татьяна Снегирева.

Мы хотим вместе вспомнить, как вставал монастырь из руин

(2009, газета «Выксунский рабочий»)

В Выксунском благочинии продолжается работа по конкретизации программы «Выкса Православная», объединяющая духовную и светскую сферы. Одним из направлений деятельности в рамках этой программы заявлена подготовка к грядущему 150-летию Иверского женского монастыря. Говорит благочинный Выксунского округа иерей Игорь Покровский:

— За пять лет, что остались до юбилея, сможем сделать и уже делаем многое. Продолжается сбор средств на возведение памятника преподобному Варнаве Гефсиманскому. Рассматривается возможность восстановления колокольни монастыря к 150-летию. Подбираются материалы к музейным экспозициям. Все мероприятия получают широкое освещение в средствах массовой информации, для которых благочинием проводятся круглые столы, пресс-конференции, презентации.

Одна из таких презентаций состоялась в музейной комнате притвора Троицкого собора обители. Её название: «Иверскому монастырю — 145. Прошлое и настоящее». Организаторы встречи благочинный Выксунского округа иерей Игорь Покровский и настоятельница монастыря монахиня Антония (Миронова) пригласили на неё всех, кто стоял у истоков даже не восстановления монастырских зданий, а отдавших все усилия разгребанию завалов. Напомним, что в конце 20-х годов прошлого века Троицкий собор и монастырская колокольня были взорваны, пострадали и другие здания в обители. Десятилетиями то, что сохранилось, использовалось не по назначению. Годы богоборчества прошли, и хотя до времени расцвета, что сулил батюшка Варнава, небесный покровитель обители, наверно, ещё далеко, она живёт.

Такое стало возможным благодаря простым людям, которые в начале 90-х привели в порядок Иверскую церковь монастыря с тем, чтобы проводить там богослужения. Эти же люди, в большинстве своём пожилые женщины, выгребали голыми руками грязь и мусор из подвалов заброшенных домов, в будущем необходимых монастырю. Вставали затемно, трудились, как сейчас модно говорить, «на волонтёрской основе», ели там же, где работали, сами варили постные щи и кашу.

Что только не вспоминали пришедшие на встречу! Слово за слово, и оживали в их рассказах ушедшие годы. Говорили о небывалом душевном подъёме, дающем силы физические: «Я помню, зовут меня: Маша, лес привезли, иди грузить! – Иду!; Железо привезли, иди! – Иду! И никакой усталости!». Вспоминали о чудесах: «При разборе руин нашёл один парнишка, кстати, некрещёный, Тихвинскую икону Божией Матери. Засияла икона, увидев свет. А мальчик окрестился на следующий день». Хвалили ребят из подросткового клуба Саманты Смит: «В летние каникулы, целыми днями напролёт, работали школьники наравне со взрослыми. И накануне начала учебного года всё же успели расчистить алтарь в храме». Тем клубом руководила Лидия Баринова: «Мои ребята сами захотели потрудиться в монастыре. Получилось очень просто. Мы шли купаться, и вдруг увидели старушек, вёдрами таскавшими мусор. Дети предложили: давайте поможем бабушкам, прямо сейчас! И пошли помогать, забыв о купании. Так и прошло наше лето. А потом нас совершенно неожиданно наградили епархиальной грамотой».

Невозможно перечислить всё, что хотели передать будущим поколениям энтузиасты того времени.

— Люди эти, подготовившие монастырь к жизни, и сейчас с нами. Видимся с ними на службах, они помогают в храме, — говорит настоятельница Иверской обители монахиня Антония (Миронова), — А собрали мы их для того, чтобы не только вспомнить, но и записать их рассказы. С каждым годом наших тружениц становится всё меньше, уходят. Мы хотим вместе вспомнить, как всё начиналось. Мы должны сохранить их слова для истории.

Татьяна Снегирева.

Подготовила Татьяна Снегирева. Фото из открытых интернет-источников.

Сайт Выксунской епархии. 09/11/2014.