«Почувствовать радость от того, что ты не принимаешь, а отдаешь»

Архипастырское слово епископа Выксунского и Павловского Варнавы по завершении Божественной литургии в день престольного праздника домового храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Абабковского Николаевского Георгиевского женского монастыря.

«Сегодня мы слышали притчу о богаче и Лазаре. Сейчас в этом храме, наверное, нет человека, который не знал бы эту историю. На что хочу особо обратить внимание. История эта древняя. За тысячу лет таких случаев было немало, когда богатые люди жили, ни в чем себе не отказывая. В притче сказано, что этот состоятельный человек одевался хорошо, пировал. При этом нет упоминания о том, чтобы он был, например, злодеем. Сказано только о том, что он жил в свое удовольствие.

А куда он попал в итоге? В ад. Что же случилось? Он же никому ничего плохого не сделал. Или сделал? А кому же он плохое сделал? Себе. А почему? Разве Бог запрещает есть, пить, веселиться? Вот мы после службы пойдем на трапезу, вкусим праздничной пищи, если матушка нас пригласит. Это же не грех? А почему тогда этот богатый человек оказался в таком ужасном состоянии души? Вы правильно сказали, что он сам себя наказал. Что же произошло?

Вот видите, псалмопевец Давид говорит: «богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.: 61, 11). Когда ты не прилагаешь сердца к богатству, тогда оно свободно. А когда оно свободно, и ум у человека свободен. Да? А когда у него ум в этом смысле свободен, он не имеет такого пристрастия. Потому что, если сердце не свободно – ум диктует: «а у тебя вот этого нет, вот этого и вот этого. А у соседа есть, а у тебя нет». До бесконечности человек будет желать земных благ, а душу напитать этим невозможно, потому что душа наша богоподобна. Может кто-то не желает в это верить – это его дело. Но это факт. Соответственно, насытиться ничем земным до конца мы не можем.

Есть такое образное сравнение: идущего по пустыне невозможно насытить, если ему постоянно давать по капле воды. Это будет лишь еще больше воспалять его жажду. Длительное нахождение в пустыне вызывает обезвоживание. Поэтому не капля ему нужна, а более значительные возможности, чтобы его потом привести в нормальное состояние. Вот то же самое происходит и с душой. Что самое ужасное, когда сердце пристращается к этому всему – человек становится «слепым». Богатый просто не увидел этого нищего. Вы думаете, что ему было жалко нищему помочь? Нет. Он просто его не видел. Ему было все равно. Сердце черствеет и оживает лишь тогда, когда нужно что-то приобрести, друзей встретить и пригласить. Последнее само по себе не плохо. Странноприимных любит Господь. Но если все время уделять внимание одним и тем же людям, тогда искажается подлинная суть гостеприимства.

И получается, что богач тому самому единственному человеку, которого, может, Сам Бог ему послал, он ему никак не помогал. А тот человек все время страдал. Это как раз вопрос не просто о пользе страданий, а о смысле страданий. Не бывает бессмысленных страданий. Бессмысленные страдания человек сам себе может обеспечить, если он не размышляет о том, что с ним, собственно, происходит, почему и зачем. Обратите внимание: не «за что?», а «зачем?». Видимо этот нищий был человеком понятливым – он терпеливо переносил страдания, как ветхозаветный Иов Многострадальный – страдал, но Бога не хулил. Хотя и недоумевал по-человечески, но тем не менее понимал: Бог дал нам доброе, надо и злое потерпеть. Промысл Божий нам неведом. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои», – говорит Господь (Ис.: 55, 8). Что ж – надо потерпеть.

Жизнь она ведь не длинная оказывается, как говорят люди. И получается, что очень быстро все прошло и в первом случае, и во втором. И вот в этом страшном адском мучении человек понимает, где он оказался, и что с ним произошло. Вы знаете, там все станут верующими и понятливыми. Все. Только вот поздно будет. Так и этот богатый человек стал Авраама просить, чтобы он Лазаря послал предупредить братьев его, еще живущих на земле, об этих адских муках.

Пропасть между этими двумя мирами. Ад и рай – это совершенно разные полюса, как север и юг. Где Царство Божие – там Бог, там ангелы. А ад – это место, где нет Бога. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человек себе сам место выбирает. Как это ни странно. А почему? Он не от свободы, а от стыда бежит. Он бежит от того, что нет в его душе ничего, что может его притянуть к святому и светлому. Хотя он и понимает, что там быть надо, но находится в этом ужасном месте мучений.                   

Есть другие примеры, когда очень грешные люди, может быть, даже гораздо более грешные, чем этот богач, но они имели какую-то толику милосердия, и кому-то когда-то в жизни помогли. Это очень важно, потому что Бог любит милостивых: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.: 5, 7).

Каждому человеку в этой жизни Бог дает узреть себя – увидеть другую реальность, другую жизнь, почувствовать радость от того, что ты не принимаешь, а отдаешь. Милосердие расширяет человеческое сердце, дает ему способность любить, а любить – значит жалеть. Вот, что нам необходимо, чтобы не подвергнуться участи евангельского богача. И, конечно же, нам необходима вера.

Сегодня мы чтим память Матери Божией. Она действительно всех скорбящих Радость. Мы порой скорбим по разному поводу. Чаще всего в этих скорбях мы сами виноваты, но бывает, что извне наваливаются испытания. Когда скорби, часто начинается уныние, или современным языком депрессия. И очень тяжело бывает человеку это понести. Но Матерь Божия, когда мы к Ней обращаемся, Она нам помогает. Это тоже труд. Борьба с любой страстью – труд. Страсть уныния, страсть неверия – это все страсти, с которыми нужно бороться.

Матерь Божия для нас является примером веры, без которой невозможно ни угодить Богу, ни познать себя. Будучи совсем еще юной девушкой, Которая еще жизни не знала, а только молилась, Она сказала такие слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Это какое же нужно иметь мужество! Человек всегда что-то предчувствует, когда он к чему-то такому переломному и судьбоносному в своей жизни движется. Сердце начинает чувствовать и трепетать. Он еще не знает, что будет, но понимает, что какое-то испытание впереди. Наверное, сердце Божией Матери тоже очень трепетало, но Она доверяла Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И в этом тоже смирение. Если Бог так желает, значит, так и должно быть.

Этой веры, смирения и милосердия я хотел бы пожелать всем нам побольше. Чтобы наш путь земной привел нас к спасению вечному».

          Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 06/11/2022