Продолжаем серию публикаций материалов по репрессированным священнослужителям и мирянам: священник Леонид Архангельский
Священник Архангельский Леонид Васильевич
с. Николаевка Сосновского района (1879–193..?)
Протоиерей Архангельский Леонид Васильевич родился 7 марта (по ст. стилю) 1879 года в семье священника Василия Федоровича Архангельского, настоятеля церкви села Волчиха Арзамасского уезда. В 1900 году окончил курс обучения в Нижегородской духовной семинарии по второму разряду и в том же году, 29 октября (по ст. стилю) епископом Нижегородским и Арзамасским Владимиром (Никольским) был посвящен в сан священника. Согласно Церковному уставу перед рукоположением он женился. Его супругой стала 23-летняя Анна Казакова – выпускница Нижегородского епархиального женского училища, дочь священника.
Первым приходом отца Леонида являлся храм Воскресения Словущего (в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) в селе Сурадеево Княгининского уезда (ныне Бутурлинского района). Весной 1903 года с благословения начальства он перешел служить в церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи в село Ивановское Горбатовского уезда. Прежде это был приход его тестя — священника Евгения Константиновича Казакова, прослужившего здесь много лет (с 1865 года) и уволенного за штат по состоянию здоровья.
Село Ивановское находится рядом с Оранским Богородицким мужским монастырем. Прихожанами отца Леонида являлись не только крестьяне из этого поселения, но и жители деревни Оранки, где никогда не было своей приходской церкви. Начиная с 1920 года, он как служитель культа вместе с матушкой и детьми был лишен гражданских прав.
Прослужив на Ивановском приходе почти двадцать лет, из-за притеснений и гонений со стороны новой советской власти, в 1922 году отец Леонид вынужден был его покинуть. Он обращается к Преосвященному Евдокиму (Мещерскому) с прошениями о своем переводе на новое место. Первоначально отец Леонид искал для себя и своей многодетной семьи прибежище в селе Маликово или в селе Помра Дальнеконстантиновского района. Но в результате получил благословение перейти из Ивановского в соседнее село Хвощевка, где и прослужил впоследствии восемь лет.
Став хвощевским настоятелем, отец Леонид продолжал активную пастырскую деятельность: ревностно совершал богослужения, исполнял требы, произносил проповеди, приглашал в храм детей и молодежь, привечал прихожан в своем доме.
В конце сентября 1930 года, когда повсеместно проходила компания по созданию колхозов, в Павловское ОГПУ было направлено распоряжение из областного центра в отношении отца Леонида. «Немедленно приступите негласным путем к сбору обвинительного материала на священника села Хвощевки <…>, он в 1928 году, у себя в квартире проводил нелегальные собрания-беседы, произносил антисоветские проповеди, устраивал спевки куда вовлекал детей. Допросите негласно несколько человек, хорошо знающих антисоветскую деятельность Архангельского. Свидетелей должно быть допрошено не менее 4 человек…».
Спустя некоторое время отца Леонида арестовали. Среди его прихожан, видимо, не нашлось тех, кто бы согласился дать против него нужные ОГПУ показания. Священника не смогли привлечь за антисоветскую и религиозную деятельность, а осудили в районном суде по ст. 59 п. 12 за неуплату вовремя продовольственных налогов и отправили на один год под арест в Трудовой исправительный дом, на принудительные работы.
После освобождения отец Леонид сначала недолго прослужил в Богородске при кладбищенской церкви, а после переехал к родственникам в поселок Сосновское, оставаясь под негласным надзором сотрудников ОГПУ. В 1933 году его пригласили служить в небольшом деревянном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Николаевка. Вместе с ним сюда переехали его супруга, матушка Анна, и младшая дочь Людмила. Старший сын Борис Леонидович тогда проживал в Ворсме, где работал на заводе, а дочери Лариса и Антонина вышли замуж и жили самостоятельно.
В Николаевке семья священника снимала жилье (дом) у Анны Андреевны Мигулевой. Новые прихожане с любовью и уважением относились к отцу Леониду и старались ему помогать. Невзирая на запрет, он и здесь продолжал произносить в храме проповеди.
Однако нашлись среди местных крестьян и те, кто невзлюбил священника, и стали жаловаться на него представителям власти. В июле 1935 года в районной газете «Сосновский ударник» была опубликована лживая заметка, согласно которой местный священник якобы благословил в Николаевке двух крестьянок-самогонщиц воровать колхозное сено и что об этом хорошо известно местному участковому. И как следствие этого, в том же году власти предприняли попытку закрыть Рождественский храм и добивались ареста отца Леонида. Для этой цели с помощью неграмотных недоброжелателей собирались на пастыря новые доносы. Например, следующий (стиль и орфография оригинала): «…7 марта, то есть при «пьяной масленице» в конце обедни этим попом была провозглашена проповедь, в которой он говорил «православные, учите ваших детей, т.к. они не признают Бога, не знают старый закон», так что навел впечатлений на всех присутствующих. В чем прошу принять меры и привлечь к ответственности. Мое социальное происхождение крестьянин бедняк, инвалид 2-ой группы. За неграмотностью <…>, по его личной просьбе».
Сам же отец Леонид смог убедить николаевцев в необходимости защитить свою церковь и не позволить властям ее закрыть. Богослужения он смог совершать здесь еще два года.
23 октября 1937 года отец Леонид был арестован и доставлен в Сосновское отделение НКВД. Во время обыска у него изъяли личную переписку и списки членов приходской общины. Затем его отправили в Горьковскую тюрьму, где состоялся единственный допрос, во время которого отец Леонид отрицал все выдвинутые против него обвинения. При этом ему припомнили пастырскую деятельность в Хвощевке, которую расценивали как антисоветскую. Из протокола допроса от 26 октября 1937 года:
— Вы обвиняетесь контрреволюционной деятельности. Признаете ли себя в этом виновным?
— Виновным в контрреволюционной деятельности я себя не признаю, с моей стороны действий контрреволюционного характера проявлено не было никогда.
— Следствие располагает данными о том, что с вашей стороны в 1928 году во время службы в Хвощевской церкви были проявлены действия контрреволюционного характера в той части, что вы открыто в церкви высказывали проповеди контрреволюционного содержания, а кроме того устраивали церковные спевки, на каковые насильно втягивали детей 10-15-летнего возраста.
— В 1928 году во время службы в Хвощевской церкви проповеди с амвона я говорил, но исключительно религиозного характера, а также я устраивал спевки детей для изучения священных песен, но с моей стороны действий насильственного втягивания детей на спевки проявлено не было, спевки устраивались просто для желающих.
На допросе следователь интересовался также, с кем общался сельский священник.
— Расскажите следствию о своих связях с духовенством и церковниками из мирян.
— Близкого знакомства с духовенством и вообще верующими я не имею, т.к. держал себя замкнуто. С духовенством и верующими на политические темы бесед я никогда не вел.
— Что еще можете показать следствию?
— Больше показать ничего не имею, записано с моих слов верно и мне прочитано.
Не добившись от отца Леонида других показаний, в Обвинительном заключении сотрудник НКВД запишет про него следующие факты: «в селе Хвощевка Богородского района в 1928 году высказывал в церкви проповеди контрреволюционного содержания; призывал население к сопротивлению мероприятиям советской власти; являясь служителем религиозного культа, на протяжении ряда лет занимался контрреволюционной деятельностью; в марте и апреле 1935 года в церкви села Николаевка высказывал проповеди антисоветского содержания: «Советская власть не разрешает детям молиться, хочет закрыть церковь, чему надо сопротивляться».
20 ноября 1937 года Тройка Горьковского НКВД приговорила отца Леонида к 10 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Куда именно, в какой лагерь отправили последнего настоятеля Николаевской церкви, в архивных документах не указано, а поэтому пока остается не известным, где и при каких обстоятельствах закончилась его земная жизнь. По воспоминаниям потомков, отец Леонид погиб в лагере ещё до начала Великой Отечественной войны.
Ольга Дегтева
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 29/01/2023