Воскресенье второй недели Великого поста. Церковь празднует память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского
Владыка Варнава в своем слове рассказал об учении святителя Григория «о Божественных энергиях» и необходимости молитвы:
«Мы не можем понять сущность Бога, не можем проникнуть в суть Троичности Божества, эта тайна для нас закрыта. Тем не менее незримый и непознаваемый Бог действует мире. Его действия в мире и составляют то, что святитель Григорий называет «божественными энергиями», а к примеру святой Серафим Саровский и другие отцы Православия называют термином «божественная благодать», который нам знаком и понятен большинству христиан.
Через стяжание божественной благодати человек может приобщиться Богу, отчасти Его познать. И это единственно-доступный способ, который возможен при очищении сердца от страстей и водворения в нем добродетелей.
Как это происходит?
Святитель Григорий отвечает:
«Хочешь ли узнать и о святости: как освященные причащаются святости Божией? Послушай великого Василия: «как железо, положенное в середину огня, не перестало быть железом, но, будучи теснейшим общением с огнем раскалено и приняв в себя всю природу огня и по цвету и действию превратившееся в огонь, так и святые Силы (ангелы) от общения с Тем, что свято по природе, имеют освящение уже проникнувшим через всю их ипостась (сущность, личность) и укорененным в их природе. Различие же у них со Святым Духом то, что у Него святость по природе, а им свойственно освящаться по причастию»
Так и человек, который соединяется с Богом через стяжание благодати. Видимое действие благодати Божией наблюдали апостолы на горе Фавор, а помещик Мотовилов при беседе со святым Серафимом Саровским, который указал, что истинная цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа Божия, а если перевести на язык святителя Григория Паламы, то на приобщение божественных энергий. Достигается же это через следующие средства: молитва, пост, бдение, различные христианские добрые дела.
Одно из этих средств — молитва, является основой. Главная ее ценность, это возможность общения человека с Богом. Отсюда и необходимость непрестанной молитвы или скажем постоянной молитвы, которой святитель Григорий придавал огромное значение, как и другие святые отцы.
«Всякому вообще христианину, — пишет святитель Григорий — надлежит подвизаться в молитве всегда, и молиться непрестанно, как заповедует Апостол Павел обще всем христианам: «непрестанно молитеся» (1Сол. 5, 17), – и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь, и имел попечение о всем царстве своем: «предзрех Господа предо мной выну» (Пс. 15, 8), т.е. всегда мысленно зрю Господа предо мной в молитве моей. И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух»
Нам же сложно порой «Отче наш» не спеша перед обедом прочитать, направляя ум в слова молитвы, тем более заставить себя внимательно прочитать вечерние и утренние молитвы, а уж что касается канонов ко Причастию, то для некоторых людей, это каторга, тем более для тех кто редко причащается. А ведь молитва является основой, необходимостью для созидания души в Боге.
Ведь никто нам не мешает каждый день хотя бы по 30-40 минут творить Иисусову молитву, потому что она помогает уму сосредоточиться, помогает сердцу почувствовать глубину нашей косности, нашего падения, нашей дебелости и черствости. Эта молитва дает этот опыт, чтобы мы оттолкнулись, чтобы мы поняли, что дальше нельзя жить в расслаблении. Эта же молитва дает почувствовать радость, великую радость. Те кто почувствовали сладость молитвы стараются уединяться и какое-то время в молитве проводить. И эта молитва помогает и другие наши молитвенные правила творить внимательно, а это очень важно. Поэтому не просто так святые отцы воспевают, восхваляют молитву и убеждают всех нас сделать ее необходимостью, воздухом своей жизни.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 12/03/2023 г.