Время настаёт. К 150-летию Иверской обители. Часть II
Интерес прессы к Выксунскому монастырю не ограничивался одной лишь только исторической составляющей. Безусловно, жизнь его в «добогоборческий» период интересна. Но не менее (если еще не более!) важным и трудным представляется период второго рождения обители. Вместе с журналистами церковных и светских печатных изданий вспомним, как все начиналось.
Интерес прессы к Выксунскому монастырю не ограничивался одной лишь только исторической составляющей. Безусловно, жизнь его в «добогоборческий» период интересна. Но не менее (если еще не более!) важным и трудным представляется период второго рождения обители. Вместе с журналистами церковных и светских печатных изданий вспомним, как все начиналось.
И возродится обитель…
(«Выксунский рабочий», 1993, июнь, 23)
Мысль о возрождении Иверской обители не давала покоя отцу Александру с тех пор, как он вдруг по какой-то случайности оказался у развалин собора монастыря. Если руины столь величественны, то каким же был собор до разрушения? Радовал взоры и путешественников, и местных жителей. Внушал трепет молодым послушницам, а пожилым давал силы и терпение в их многотрудных буднях. Когда один из путешественников, пройдя через ворота монастыря, попал на его внутреннюю территорию, то, говорят, восхищенно сказал: «Ну, вот я и в Иерусалиме побывал!».
Сегодня монастырь ничем не напоминает святой град православных христиан. Уже больше пятидесяти лет не существует этого маленького государства, у которого были леса, посевы, покосы, молочная ферма, сады, огороды, водопроводы и каких только не было мастерских. Все это лепилось и жило вокруг духовного центра — собора и белоснежного четырехугольника келий, трапезной, ризницы, игуменского корпуса. Однако и разрушенный собор является центром. К нему обращаются взоры приезжающих в район монастыря. Уже подмечено, что коли попал ты в «монастырь», обязательно ноги принесут тебя к собору. Взглянуть на него, мысленно поклониться и уйти, унося в душе легкую грусть и надежду на возрождение.
Теперь эта надежда связана с о. Александром. Он затрудняется передать словами, зачем же ему все это надо:
— Когда служил в Больше-Окуловском приходе, мысль о восстановлении монастыря покоя не давала. Мне почему-то казалось, что я обязан поднять людей на воскрешение обители. И вот, как-то приехал к собору, подошел к алтарной стене, помолился, попросил у Иверской Богородицы благословения и решил ехать за благословением в Сергиев Посад, где отца Варнавы косточки покоятся…
Получил о. Александр благословение и митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая.
В первый день, а было это после Светлой Седмицы, пришли четыре старушки. Ну что тут будешь делать? Отбросив прочь сомнения, взялся о. Александр вместе с ними разгребать вход. Не заметили, как время пролетело, как подоспела помощь, – сделали столько, что сами диву дались. «Не иначе как матушка Иверская, заступница наша помогала», — говорили потом женщины.
На третий день на помощь старушкам пришли учащиеся профтехучилища. И один из них откопал икону Тихвинской Божией Матери, почти не поврежденную временем, с яркими красками письма. Это был добрый знак, благословение продолжать работы. А паренек тот решил, что знак этот — для него. Некрещеный он, стало быть, пришла пора креститься.
А потом стали приходить на помощь и учащиеся техникума, и просто молодые люди. Поработают и уйдут. А однажды, перед Троицей, бегут к о. Александру встревоженные женщины, что, мол, кто-то подъехал на машине к собору и землю грузит. «Кто такие?», — спрашивает священник. «Да вот, батюшка, прослышали, что у тебя крестный ход будет. Как же вокруг собора пойдете, земля-то мешает. Помочь решили». Кто такие и откуда, не сказали…
А еще раньше был крестный ход с перенесением иконы Иверской Божией Матери в монастырь. Пока не в собор, а в бывшую иконную лавку, что прилепилась к колокольне, где теперь располагается православная община, где проходят богослужения…
— Вот тут была котельная. Когда мелкооптовый магазин передавал нам свои помещения, мы думали, что и отопление с котлами они нам оставят. Однако вырвали котел, что называется, «с корнем». Как только стены не обрушились, одному Богу известно, — рассказал священник.
Слух о том, что восстанавливается Иверская обитель, дошел и до сестер Дивеевского монастыря. Посылали они сюда «с нарочным» узнать, как идут дела. А узнав, готовы были для обоснования обители и ее возрождения послать двенадцать своих послушниц… А для этого нужно за лето расчистить собор и реконструировать под церковь иконную лавку. Денег же нет.
— Когда умирала последняя монахиня монастыря, говорят, предсказывала, что будет возрожден монастырь, хоть и трудно, тяжело пойдет возрождение. Зато по восстановлении его золотой рекой пойдут деньги через монастырь в казну. Вот и решили мы это послушание нести до последних дней своих и своими глазами увидеть сбывшееся пророчество последней из иверских монахинь, — сказал о. Александр.
…С верой человек творит чудеса. Произойдет это чудо и в нашей Выксе. Возродится обитель.
Елена Липатова
Иверскому монастырю – 130 лет
(«Православная Выкса», №№ 2-3, ноябрь-декабрь 1994 года)
26 октября все верующие нашего города отмечали 130-летие со дня основания Иверского женского монастыря и праздник Иверской иконы Божией матери. 25 октября на Всенощное Бдение праздника в город приехал епископ балахнинский, викарий Нижегородской епархии Владыко Иерофей. Вместе с ним приехали и другие представители Нижегородской епархии.
26 октября Преосвященный Владыко посетил церковь Иверской иконы Божией матери и поздравил прихожан с праздником. Праздничную Божественную литургию здесь совершал настоятель церкви отец Александр, а Владыко же возглавлял Божественную литургию в Христо-Рождественской церкви…
По окончании Божественной литургии был отслужен праздничный молебен Пресвятой Богородице и преподобному Варнаве — основателю Иверского монастыря.
…От имени митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая всех присутствующих поздравил Владыко Иерофей и призвал на всех выксунцев Божие благословение. Христо-Рождественской церквью в лице настоятеля в дар церкви Иверской Божией Матери был передан портрет старца Варнавы.Корреспонденту нашей газеты удалось встретиться с епископом Балахнинским Иерофеем и задать ему несколько вопросов.
(?) Владыко, Ваш приезд в Выксу связан с празднованием 130-летия Иверского монастыря. В чем смысл, на Ваш взгляд, его начавшегося возрождения?
— Всякий монастырь — источник просвещения, мира между людьми. Он несет народу правду Божию, приобщает его к культуре — духовной и светской. Вот и сегодня затеплилась лампада в стенах Иверского монастыря, и, дай Бог, чтобы возносились молитвы о богоспасаемом граде Выксе всегда.
(?) Объем работ предстоит колоссальный. По силам ли сейчас это нашему, в принципе, небольшому городу?
— На молитвах и трудах человеческих возрождается сегодня любой храм и, тем более, монастырь. Не сразу, насколько хватит сил, с помощью Божией, но обязательно выксунский монастырь нужно возродить. Будем надеяться на помощь добрых людей. Думаю, что найдется немало желающих посильно помочь в возрождении этой красы и гордости нашего края.
(?) Выксунский Иверский монастырь неразрывно связан с именем старца Варнавы. Как известно, он завещал себя похоронить именно в нашем монастыре. Возможно ли такое?
— Думаю, что его завет постараются выполнить…
И. Княжина
Причислен к лику святых
(«Выксунский рабочий», 1994, ноябрь, 03)
Прихожане церкви Иверской Божией Матери в день 130-летия основания Иверского монастыря получили радостное известие: основатель и попечитель обители старец Варнава, прозванный за свой кроткий нрав, доброту и прозорливость «старцем-утешителем», канонизирован Русской Православной Церковью и причислен к лику святых.
Художник В. Ардабьевский написал копию с картины неизвестного художника «Портрет о. Варнавы», находящейся в художественно-историческом музее АО «ВМЗ», и подарил ее церкви в честь «Иверской» иконы Божией Матери. Старец-утешитель займет там подобающее место.
Е. Оленина
Во имя верующих
(«Выксунский рабочий», 1994, 6 декабря)
130 лет прошло с тех пор, как было положено начало Выксунской денской обители, впоследствии монастыря Иверской Божией матери. Много воды утекло, много бурь пронеслось. Но эта годовщина для монастыря — дата особенная. Мы разговариваем с настоятелем церкви Иверской Божией Матери о. Александром
(?) Чем примечателен для Вас юбилейный год?
— Церковь существует уже два года, но все это время мы готовились к тому, чтобы сделать для нее достойное помещение. За этот год мы смогли провести капитальный ремонт. Полностью отремонтировали фасад здания, восстановили оконные проемы по эскизам того времени. А внутри тоже провели большой ремонт. Теперь у нас два помещения: центральная часть с алтарем и трапезная. Осталось лишь в трапезной сделать навесной потолок, да вот жаль, пока не можем найти соответствующих специалистов.
(?) У вас в церкви теперь тепло…
— Это благодаря стараниям директора АО «Волгонефтехиммонтаж» Б.М. Десятникова у нас проведено отопление. Он один их многих, кто нам помогает безвозмездно. Уж коли речь зашла о наших добровольных помощниках, скажу, что они есть, люди, которым не безразлична история города, судьба монастыря. Они хотят видеть его возрожденным. Бывает так, что приходят совершенно незнакомые люди и просят дать им какую-нибудь работу на благо восстановления. Вот их стараниями и живем.
(?) На какие средства приобретались необходимые строительные материалы?
— Наша православная община открывалась в очень тяжелое время. И мы делали так: какие средства поступали во время служб, те и тратили на приобретение кирпича, цемента, краски. Стекла…Пожертвования были, но очень малые суммы. Наверно, наши меценаты не знают, что есть Иверская церковь монастыря, которая существует для того и во имя того, чтобы возродить весь монастырь. Многие люди даже думают, что это баптистская община. Но у баптистов никогда не было монастырей…
(?) Вы закончили ремонт здания, но церковь — это же еще и церковная утварь, иконостас…
— Да, сейчас нам предстоит благоустроить интерьер церкви. Начинает работать бригада плотников над возведением иконостаса, а другая бригада — над изготовлением выносных киотов для икон Пресвятой Иверской Божией матери и отца Варнавы. Кроме того, нужны большие деньги для приобретения ограды для солеи (пред алтарем).
(?) Будем надеяться, что помощь вам придет. Скажите, какими еще помещениями, кроме иконной лавки, располагает ваша православная община?
— У нас есть еще двухэтажное здание на ул. Лепсе, №4, но оно находится в аварийном состоянии, нет средств на ремонт. Вот уже два года мы просим у городской администрации передать нам помещение монастырской трапезной, где размещалась столовая техникума, которое вот уже в течение семи лет пустует. Мало того, там, кажется, собираются открывать нечто вроде кафе (!). И варварски относятся к этому сохранившемуся памятнику архитектуры! Закладывают кирпичом окна, один вход замуровывают, а долбят стену под другой. Не варварство ли?
(?) Вам собираются передавать и домик отца Варнавы…
— Вот именно, что собираются, да никак не соберутся. Там сейчас детский сад, но детей — 8 человек, а обслуживающих работников в два раза больше. То ли детей некуда перевести, то ли работников — пристроить. Дали срок три месяца. А за эти три месяца, может быть, там уж и потолок рухнет совсем. В одной группе он рухнул. Но мало того, отдел социальной поддержки собирается там открыть нечто вроде приюта для одиноких старушек. Я не против приюта, но почему именно в доме Варнавы?
(?) А что вы намечаете там разместить?
— Музей отца Варнавы, воскресную детскую школу и благотворительную столовую для пожилых одиноких прихожан…
Елена Липатова.
Подготовила Татьяна Снегирева. Фото из открытых интернет-источников. Сайт Выксунской епархии. 09/10/2014.