В монастырь крестным ходом была принесена чудотворная Владимирская-Оранская икона Божией Матери

С 11 по 13 июня в монастырь крестным ходом была принесена чудотворная икона Божией Матери Владимирская – Оранская.

С 11 по 13 июня в Троицком соборе монастыря находилась чудотворная икона Божией Матери Владимирская — Оранская. Ее принесли крестным ходом, следовавшим из Оранского мужского монастыря в г. Арзамасс. Крестный ход возглавлял настоятель этого монастыря архимандрит Нектарий. (Подробнее о иконе и крестном ходе на сайте http://оранкимон.рф/.)

Встретить икону и помолиться у Владимирской — Оранской иконы Божией Матери пришло много людей. Желающие смогли лично пообщаться с настоятелем Оранского монастыря архимандритом Нектарием.

Поздним вечером 11 июня в притворе Троицкого собора монастыря наместник Оранской обители отслужил молебен с чтением акафиста. Ему сослужили благочинный Выксунского округа протоиерей Димитрий Колоколов и клирики благочиния. Вместе с участниками крестного хода и прихожанами собора молились настоятельница игумения Антония и сестры обители. После молебна отец Нектарий обратился к собравшимся с проповедью, в которой говорил о важности молитвы и послушания в жизни каждого православного христианина и о скором заступничестве Божией Матери и о необходимости частого к ней обращения: «Как малое дитя когда просыпается или что-то его беспокоит сразу кричит, зовет маму, так и мы должны постоянно взывать к Божией Матери: Пресвятая Богородица, спаси нас.»

12 июня после Божественной литургии крестный ход с иконой отправился в храм свт. Николая Чудотворца поселка Виля. После молебна, вернулись в Иверскую обитель.

13 июня по окончании Божественной Литургии архимандрит Нектарий поблагодарил игумению Антонию и сестер за гостеприимство и подарил список Оранской иконы Божией Матери. О. Нектарий рассказал, что он очень почитает Иверскую икону Божией Матери и в его жизни есть события, связанные именно с этой иконой, и одно из них — его хиротония во священники была совершенна именно в день памяти Иверской иконы Божией Матери.

Игумения Антония подарила о. Нектарию литографию монастыря. Еще до основания монастыря, 152 года назад, именно с «Владимирской — Оранской» иконой Божией Матери был совершен крестный ход на место создания обители. Об этом было повеление в видении, иеромонаху Иову, который сопровождал эту икону:

«… Во второй половине ноября 1863 года в окрестных селениях Выксы носили, давно небывавшую в этой местности, чудотворную икону Божией Матери Оранской. Выксунским обществом также предположено было непременно принять к себе эту св. икону. Отъезжая из Выксы, о. Варнава убедительно просил Кокиных, чтобы они, когда принесут в Выксу чудотворную икону Богоматери, непременно позаботились освятить избранное для обители место принесением ее сюда и совершением на нем молебствия с водосвятием. Это горячее желание сердца старца скоро было исполнено. Нельзя при этом не обратить внимания на то, что оно было исполнено прежде, чем Кокины обратились с просьбой отслужить молебен к иеромонаху, сопровождавшему св. икону. Дело было так.
Наступило 28-е число ноября, к вечеру которого принесена была  в Выксу икона Богоматери. На утро, прибывший с иконой иеромонах Иов, вместо того, чтобы по обыкновению носить св. икону по домам, распорядился нести ее в лес к хижине „юродивого Димитрия“. С благоговением и слезами встретил Димитрий чудотворный образ Богоматери и просил пройти с иконой на избранное и благословенное  Гефсиманским старцем место для будущей обители. Из хранящейся в монастырской ризнице собственноручной записи отца Иова видно, что такому необычайному распоряжению его предшествовало знаменательное сновидение, бывшее ему в эту ночь. „В эту ночь, – пишет он, – чудного и непостижимого, грешный я, сподобился видения. Представилось мне во сне величественное шествие крестного хода, сопровождаемое чудотворной иконой Оранской Божией Матери. Ходу сопутствовали с пением множество девиц черноризиц. Шли мы как будто на какую-то гору, украшенную множеством прекрасных растений. Взойдя на гору, юродивый Димитрий стал раздавать зажженные свечи предстоящим, а мы начали петь молебен Божией Матери. Я, грешный, служил и читал молитву на основание и создание храма, а тем временем клир, монахини и весь народ, который во множестве сопутствовал ходу, запели: „Днесь светло красуется святая обитель Иверская, яко зарю солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: о! пречудная Владычице Богородице, молимся из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит обитель сию и живущих в ней и вся грады и страны христианския от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд“. Меня удивила некоторая неточность в словах сего тропаря, поемого в день празднования Владимирской иконы Богоматери, и я заметил об этом окружающим. „Так следует!“ – отвечал мне чей-то неизвестный голос. Тем видение и кончилось. Свидетель не ложный словам моим – Матерь Божия. Проснувшись, я дал себе обещание тем же утром посетить келию юродивого Димитрия, что и исполнил. Тут я отчасти уразумел виденное, но не осмеливался возвестить об этом никому. Теперь же, когда на месте том пустынном, где мы тогда молились, сияет уже святый храм Божий и отшествие мое от мира сего приближается, страшуся молчать далее, ибо тайну цареву добро хранити, дела же Божии открывати славно“.
На словах о. Иов рассказывал, что при этом видении, когда в тропаре клиром пропето было: „святая обитель Иверская“, то „монахини, виделось ему, стали быстро класть кирпичи в здание и вырос мгновенно большой пятиглавый собор, около коего на деревьях пели миллионы чудных по красоте райских птиц.

Это необыкновенное чудное посещение Царицей Небесной предназначенного для обители места еще более утвердило о. Варнаву в мысли о богоугодности его предприятия, и он наконец решился неотложно приступить в наступающую весну 1864 года к начальной постройке при Выксе женской богадельни.»

Из летописи Выксунского Иверского женского монастыря. 1900 г.