Время настаёт. К 150-летию Иверской обители. Часть III

Монастырь конца ХХ века (1995-97 гг): о маленьких трудниках из клуба Саманты Смит, о прибытии в новую выксунскую монастырскую общину трех сестер из Дивеево, о решении взорвать глыбы в развалинах собора. В последнюю «пятилетку» минувшего тысячелетия о монастыре в местной прессе писали столько, что не представляется возможным собрать все увидевшие тогда свет статьи. Здесь – только самое интересное, многими уже почти забытое. Вспомним?

Монастырь конца ХХ века (1995-97 гг): о маленьких трудниках из клуба Саманты Смит, о прибытии в новую выксунскую монастырскую общину трех сестер из Дивеево, о решении взорвать глыбы в развалинах собора.

В последнюю «пятилетку» минувшего тысячелетия о монастыре в местной прессе писали столько, что не представляется возможным собрать все увидевшие тогда свет статьи. Здесь – только самое интересное, многими уже почти забытое. Вспомним?

Епископ Иерофей: «Я верю, что у выксунцев будет спокойная и счастливая жизнь»

(1 ноября 1995, «Выксунский рабочий»)

25-27 октября наш город посетил епископ Балахнинский Иерофей. В церкви Иверской Божиией Матери его торжественно встречали настоятель о. Александр и прихожане. Епископ совершил всенощную с участием священников из Нижнего Новгорода, Выксы, Полх-Майдана, Теплова, а в день празднования иконы Иверской Божией Матери — и Божественную литургию.

В это же день епископ посетил клуб имени Саманты Смит, дети которого летом два с половиной месяца работали на расчистке Троицкого собора монастыря. Гость торжественно вручил педагогу-воспитателю Л. С. Бариновой и детям послание митрополита Нижегородского и Арзамаского Николая. В нем говорится: «Нижегородское епархиальное управление выражает вам и вашим воспитанникам признательность за понесенный труд во славу Русской Православной Церкви. Божественное благословение на дальнейшее сотрудничество да пребудет с вами. Храни вас господь». Епископ дал интервью нашей газете.

(?) Владыка, каковы Ваши впечатления от церкви Иверской Божией матери?

— Я здесь уже не впервые. Был, когда видел лишь развалины и запустение, потом видело, к5ак молитвами верующих начинает возрождаться церковь, и в помещении маленьком быо маленький алтарик и престол еще открытый, но уже было место, где можно было молиться…

И вот теперь я вижу красивое, с любовью восстановленное помещение, алтарь, сделанный с душой и любовью, кругом чистота, горят свечи и лампады, красивый иконостас… Благолепие…

(?) Возможно ли в скором времени восстановление здесь сестринской общины?

— Конечно. А сестры приедут, будут и храм обслуживать, и молиться. Постепенно и люди потянутся сюда.

(?) Сегодня отцу Александру, настоятелю церкви, тяжело и вести богослужения, и восстанавливать монастырь…

— Согласен, что трудно. Митрополит Николай на епархиальном совещании не раз уже повторял, что придется кого-то из соборных священников Нижнего или Арзамаса переводить в Иверскую. Монастырь надо возрождать.

(?) Вы верите в его возрождение?

— Как велико заступничество Божией Матери к каждому человеку, так и заступается она за целые города, церкви, монастыри. Она была покровительницей выксунского монастыря. Икона Иверской Божией Матери была исцелительницей и заступницей в вашем монастыре, она и сейчас занимает в нем достойное место. Думаю, если Матерь Божия положила начало этому возрождению и благословила его, то возродится обитель. А Матерь Божия и все люди, живущие в вашем городе, будут помогать этому.

(?) В одном из своих предсказаний старец Варнава сказал, что после десятилетий разорения и запустения возродится монастырь выксунский и людской поток нескончаемо потянется сюда, как в новый Иерусалим…

— Дай Бог, чтобы слова старца Варнавы сбылись. И для людей, приходящих сюда на молитву, это был бы и Иерусалим, и Афон… Я верю, что у выксунцев с помощью заступницы Иверской Божией Матери будет спокойная, счастливая жизнь. Да хранит вас Господь.

Елена Липатова.

Архимандрит Феофилакт: «Место приуготовлено к обители»

(1996, май, 10. «Выксунский рабочий»)

Наш город посетил вместе с монахинями Александровской женской обители архимандрит Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры Феофилакт. Он встретился с благочинным о. Геннадием, настоятелем церкви Иверской Божией матери о. Александром, осмотрел монастырские здания. Целью его приезда было выяснение готовности монастыря принять первых сестер. На другой день вместе с о. Александром и матушкой Сергией он был принят митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. Митрополит с радостью благословил на заселение обители сестрами. Архимандрит обещал содействовать их отбору и направлению в обитель.

А мы предлагаем вашему вниманию впечатления архимандрита об Иверском монастыре и планы на дальнейшее сотрудничество.

— Мы очень и очень озабочены состоянием дел этой обители, бывшей некогда замечательной, процветающей и известной во всей России. Поэтому, взирая на наши отечественные руины, испытываешь двойственное чувство. Первое — это огорчение. Увидеть безобразие, хаос и мерзость запустения в том месте, которое для каждого русского человека считалось святым… Конечно, крайне огорчительно безумие наших предков. Но если бы оно было только их личным безумием! Не будем забывать, что по церковному учению подобное кощунство налагает печать проклятия на род этого человека на несколько поколений. И поэтому не стоит удивляться тому, что так много горя, так много несчастий и так много печали мы видим сейчас вокруг себя. Мы являемся очевидцами и участниками этой национальной русской беды.

Но находятся русские люди, подвижники русского благочестия, которые, как точно сказано в Священном Писании, «выходят из руин и восстанавливают попранное». И это радует, воодушевляет, вселяет надежду на то, что народ наш воскреснет. Видя, что сегодня здесь находится храм, что в нем все уже благочестиво устроено, что в нем с любовью собраны остатки святынь, принадлежавших некогда этому монастырю, — вдвойне надеешься. Что это место будет восстановлено. Быть может, не полностью. Но, тем не менее, оно уже восстанавливается. Таково свойство нашего народа: когда он несколько образумится от кошмара атеизма и безумной разрушительной силы, он все-таки покается, ибо не забыл, что такое покаяние и раскаяние, и что такое воскресение. Мы являемся свидетелями тому, что воскрешение душ в вашем месте уже происходит…

Конечно, нам бы очень желалось, поскольку мы из Гефсиманского скита, в котором подвизался отец Варнава, чтобы здесь возобновилась монашеская обитель. Чтобы здесь вновь поселились сестры, чтобы они так же благочестиво трудились и воссоздали не только эту обитель, но и всю православную Россию в целом.

И, конечно, нам хочется, чтобы вы чаще обращались с молитвой к преподобному Варнаве Гефсиманскому. Этот чудный старец — один из величайших светильников земли русской. Мы убеждены, что он еще проявит себя во всей жизни нашей православной России так, что мы будем удивляться.

Должен признаться, что, знакомясь с трудами и книгами о старце Варнаве, его письмами, испытываю совестливое желание, чтобы здесь возродилась обитель. Я удивлен, что это святое место до сих пор не восполнено инокинями,, и надеюсь, что мы вместе с вами будем содействовать этому. Я с радостью готов участвовать и предложить кандидатуры первых сестер. Наша задача проста: объединяться по-братски и содействовать восстановлению обители. Собственно, это и было целью моего путешествия к вам.

Радует, что церковная жизнь течет благополучно, что место это уже приуготовлено к тому, чтобы обитель начала свою жизнь. Бог даст, и наша братия будет приезжать к вам сюда послужить, поклониться, посодействовать, помочь в чем-то. Всегда между обителями — Троице-Сергиевой Лаврой и Иверским монастырем — была связь, и нам надо традиции эти сохранять, поддерживать и развивать.

Еще одну приятную новость хочу сообщить вам. Будет и общероссийское прославление отца Варнавы. Мы сейчас собираем материалы и передаем их в Духовный Собор Лавры, в частности, мы собираем последние документальные свидетельства чудес и прилагаем к новому документальному обращению к Святейшему патриарху. Надеемся, что не за горами общероссийское прославление. Такой величины светильник не может быть неизвестен.

Елена Липатова.

«…И настанет время расцвета…»

(«Православная Выкса» 1996, ноябрь, №7)

26 октября в церкви Иверской Божией Матери служилась литургия в честь праздника Иверской иконы. В богослужении участвовали митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, настоятельница Дивеевского женского монастыря игумения Сергия, сестры из этой обители, прекрасное пение которых сделало службу еще более торжественной и красивой.

В этот день произошло еще одно замечательное событие, имеющее большое значение, прежде всего духовное, для всего нашего города: владыка объявил об открытии монастырской общины и зачитал указ о направлении в Иверскую обитель трех сестер из Дивеева.

— Мы со своей стороны сделали все, чтобы существовала монастырская община, — сказал настоятель церкви отец Александр. — Сестер ждали и готовились к их приезду: произвели ремонт внутри церкви, приготовлена вся литература для богослужений, появилось у нас и небольшое подсобное хозяйство. Все это послужит базой для возрождения Иверского монастыря, а Пресвятая Владычица и старец Варнава не оставят святую обитель и устроят все по воле Божией. И дай Бог, чтобы выксунцы всем сердцем поняли значение возрождения монастырской жизни на нашей святой земле. Ведь в этом — наше спасение от сегодняшней неразберихи, распущенности нравов, бездуховности

Прокомментировать событие мы попросили и благочинного Выксунского округа протоиерея Геннадия Колоколова.

— Я это решение митрополита воспринял с большой радостью, с верой, что монастырь возродится и перед взором выксунцев и приезжих предстанут в прежней красе и колокольня, и Троицкий собор. Конечно, для этого нужно немало потрудиться всем нам, и надеюсь, что администрация города не останется в стороне в этом имеющем очень большое духовное значение деле.

С организацией монастырской обители жизнь в приходе будет меняться. Хозяйственной деятельностью, восстановлением займется игумения. Я верю, что в ближайшее время монастырь пополнится новыми послушницами из мира, и обитель постепенно приобретет былую красу и славу. Да поможет нам всем в этом Господь!

Всего каких-то пять-шесть лет назад казалось совершенно нереальным, что когда-либо в нашем городе появятся монахини и начнут, как вечно трудолюбивые пчелки, по крупице налаживать жизнь монастырской обители. Сегодня это реальность. Сбывается предсказание молитвенника за нашу Выксунскую землю старца Варнавы: «… Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять будут воздвигаться. Перед концом будет расцвет…».

Начинать всегда непросто

(1997, апрель, 29. «Выксунский рабочий»)

Благочинный монастырей нижегородской епархии отец Кирилл (Покровский) привез решение Священного Синода об открытии в Выксе Иверского женского монастыря. Вот что он сообщил по этому поводу.

…И вот в начале этого года здесь появились первые сестры, затем, по благословению владыки, митрополита Николая, приехала старшая сестра Феофилакта. А три недели тому назад Священным Синодом РПЦ под председательством Патриарха Алексия Было принято решение об открытии Иверского выксунского женского монастыря и о назначении монахини Феофилакты старшей сестрой. Уже официально, ибо эти решения принимаются только Священным Синодом.

Владыка поручил мне как благочинному монастырей Нижегородской епархии довести до сведения прихода, настоятеля, прихожан, сестер обители это решение. Для этого необходимо сделать определенные юридические шаги. Сегодня состоялось собрание приходского совета и общины храма Иверской Божией Матери. Было принято решение по благословению Священного Синода и митрополита Николая о роспуске общины и о передаче всех зданий храма, других зданий, находящихся на балансе храма, земли, средств монастырскому начальству, то есть монахине Феофилакте. Такое большое событие произошло у вас в городе в преддверии Пасхи, 22 апреля…

Отец Александр остается старшим священником и духовником монастыря. Есть такая должность в обителях. Безусловно, то, что им наработано, …заслуживает признания и благодарности. Думаю, что матушка Феофилакта будет прислушиваться к советам отца Александра. Он будет духовной доминантой монастыря, она — административной. И при хорошем взаимопонимании и контакте, думаю, что обитель будет развиваться…

Елена Липатова.

И возродится былая краса

(1997, май, 20. «Выксунский рабочий»)

Предлагает вашему вниманию беседу со старшей сестрой Выксунского Иверского женского монастыря монахиней Феофилактой.

(?) Знали ли Вы раньше о существовании Иверской обители?

Знала. Я начала свой путь в 1991 в Рижской обители, ухаживала за старицей Артемией. Она-то мне и рассказала о том, как в годы Великой Отечественной войны обитель была эвакуирована в Выксу, в помещения, занимаемые раньше Иверским монастырем. Тогда я не представляла, где это, думала, что в Прибалтике, но она мне объяснила, что далеко от нас, в России.

(?) Она рассказывала Вам о жизни монастыря?

Да. Говорила, что местные власти их очень приветливо встретили. А оставшиеся тогда в живых монахини рассказывали, какой это красивый монастырь был, с каким строгим уставом, какой высокой духовной жизни. Рассказывала даже, что сестры Выксунского монастыря были даже выше в духовном плане, чем сестры Дивеевской обители. Они жили по одной в келье. На полунощницу вставали в два часа ночи, утренницу совершали в четыре часа утора, то есть у них был очень высокий и строгий устав. И были они великие труженицы, мастерицы. Имели свои теплицы, цветочные оранжереи.

(?) Ваши нынешние впечатления?

Обитель в руинах. Положение ее, хозяйственное и экономическое, конечно, тяжелое. Уповать надо на милосердие Божие. На Молитвы Матери Божией и преподобного старца Варнавы. Силами только Церкви и прихожан восстановление возможно, однако в очень большие сроки. Но мэр Алексей Соколов и директор металлургического завода Игорь Сидоров готовы помочь в восстановлении обители.

В гостиничном корпусе монастыря, где находилось училище, уже начаты восстановительные работы. Строители уже подсчитали их объем. Будет решаться вопрос о взрыве глыб внутри собора с последующим их выносом за стены храма. У пиротехников АО «ВМЗ» есть опыт подобных взрывов.

(?) С Вашим приездом изменился ли ход богослужения в церкви Иверской Божией Матери?

Изменился. Мы начали исполнять правило полунощницы. Сейчас у нас службы ежедневные, поскольку нам прислали второго священника, отца Валерия.

(?) Где Вы живете?

Трудами настоятеля отца Александра и общины церкви были приготовлены для нас отличные комнаты. Мы живем в домике старца Варнавы, у нас очень уютно, тепло. Есть несколько келий, которые отремонтированы и где можно уже сейчас разместить до десяти сестер.

(?) Какого подчинения будет монастырь, патриаршего или епархиального?

Он всегда находился в подчинении митрополита. Может быть, со временем будет и иного подчинения.

(?) Монастырь на протяжении нескольких десятилетий осуществлял и духовную миссию, и вел хозяйственную деятельность…

Хотелось бы восстановить обитель такой, какой она была создана первыми сестрами по благословению преподобного отца Варнавы… Насколько это будет в наших силах. Восстановить стены собора. Восстановить духовную жизнь с таким же уставом, каким он был. Возродить и сад, и цветники, но сейчас на этих местах сараи; на месте монастырского кладбища — дорога. Мне бы хотелось отыскать место захоронения матушки преподобного старца Варнавы схимонахини Дарьи. Это место по описаниям мы знаем, но сейчас там котельная во дворе Успенской церкви. А она была похоронена возле алтарной стены. Мне бы хотелось восстановить и места захоронения сестер. Прошу только святых молитв и помощи выксунцев, физической и материальной. Все дается с кровью. В помещениях, которые принадлежали монастырю, сейчас живут люди, и выселить их просто так нельзя…

Подворья свои мы восстанавливать тоже намерены, но сейчас там гаражи, общественные огороды, дачи. Необходимы угодья, поля. Нам предлагают коров, коз, но у нас пока нет возможности их содержать. И ухаживать некому, насельниц мало. У нас есть уже два подворья: Шиморское и Решное. Администрации местные поддерживают нас, готовы помочь. Если будет большая обитель, то, думаю, восстановится все в первозданном виде.

Многое зависит от того, как будут освобождаться здания и возвращаться обители. Восстановить нормальную монастырскую жизнь пока тяжело, потому как она предполагает замкнутую систему. Если мы быстро отремонтируем гостиничный корпус, то можно сестрам поселиться там, оградить здание и церковь одной оградой, внешне приблизить жизнь к монастырской…

Елена Липатова.

Подготовила Татьяна Снегирева. Фото из открытых интернет-источников. Сайт Выксунской епархии. 25/10/2014.