Музей монашества

Хотелось бы рассказать об музее Иверского Выксунского женского монастыря, который сейчас находится в стадии реконструкции. Узнать много интересного о духовном сердце Выксы помог один из создателей музея, его нынешний хранитель Алексей Минеев.

Кто-то совершенно точно заметил, что православные храмы и монастыри — это гвоздики небесные, которыми крепится Земля. Именно в этих духовных градах во все времена страждущие и скорбящие находили спасение и утешение, здесь израненные души возносились ввысь. И сколько бы ни минуло лет, стены этих островков спасения помнят каждого из нас. Но мы, к сожалению, кроме того, в чью честь назван тот или иной храм, мало что о них ведаем. Вот для этого и создаются музеи, которые помогают восполнить наши информационные пробелы и соединить воедино все исторические фрагменты.

Мне бы хотелось рассказать об одном из них — музее Иверского Выксунского женского монастыря, который сейчас находится в стадии реконструкции. В нем я побывала на прошлой неделе. Узнать много интересного о духовном сердце Выксы мне помог один из создателей музея, его нынешний хранитель Алексей Минеев. 

Началось все с того, что у инженера-электроника, вышеупомянутого Алексея Алексеевича, собралась небольшая коллекция из предметов и картинок, имеющих прямое отношение к Иверской обители. Тогда у него и промелькнула мысль: а не создать ли музей? С этим предложением он подошел к настоятельнице, матушке Антонии (Мироновой). И вот уже минуло порядка шести лет, как небольшая группа единомышленников подвизалась на благое дело. Алексей Алексеевич рассказывает, что велосипеда изобретать не стали, а сразу поехали за советом в Вознесенский Печерский мужской монастырь (г. Нижний Новгород) к архимандриту Тихону (тогда казначею и ответственному за монастырский музей). 

Так, благодаря именно его рекомендации в музее Иверской обители появилась экспозиция, посвященная Выксе и ее основанию. Она не дублирует ранее созданную в музее-усадьбе Баташевых-Шепелевых. Экспозиция знакомит нас с сохранившейся с 1760 года до наших дней подлинной перепиской Ивана Родионовича Баташева — одного из основателей Выксы — с приказчиками. Уникален и графический рисунок, принадлежащий руке выксунского художника Юрия Гальянова, отражающий фрагмент процесса ковки железа, а также его картина старой Выксы. 

Другая экспозиция музея «Предтеча» рассказывает нам, как основатель Иверской обители появился на Выксунской земле, что его связывает с нашим городом. Здесь подобранные в хронологическом порядке фотографии знакомят нас с Троице-Сергиевой лаврой, Гефсиманским Черниговским скитом, а также с судьбами митрополита Московского и Коломенского Филарета, юродивого Филиппушки Вязниковского, черниговских старцев, последний из которых, кстати, отходя в мир иной, дал наказ молодому иеромонаху Варнаве основать в краю раскола монастырь. 

В музее вы встретите и дореволюционную литографию монастыря, сделанную с высоты птичьего полета, выполненную в знаменитой софриновской мастерской. 

Думаю, что небезынтересными для выксунцев и гостей города будут выстроенные в хронологическом порядке фотографии монастырских зданий. Эти снимки также уникальны. Например, если внимательно присмотреться, то на одном из них мы увидим, что колокольня Иверской церкви первоначально была не пяти-, а четырехъярусная, а лишь впоследствии ее надстроели. 

Благодаря тому, что в Иверской обители была своя фотомастерская, удалось запечатлеть и такие фрагменты, которые спустя полтора века рассказывают нам о том, как протекала внутренняя, хозяйственная жизнь монастыря, зачастую скрытая от посторонних глаз. Чем же кроме молитвы занимались сестры? Не зря говорят, что раньше монастыри вносили весомый вклад в науку, искусство, просвещение. Так, при Иверской Выксунской обители работала переплетная мастерская. В Москве печатались книги религиозного содержания, после чего их привозили в Выксу. Здесь, в Иверском монастыре, их «одевали» в обложки. Оказывается, что и первые советские учебники, содержание которых изменилось с приходом нового политического строя, тоже прошли через переплетную монастыря. Была в обители и сапожная мастерская, в которой из кожи по заказу шили обувь для рабочих выксунских горных заводов. Имелось свое свечное производство, изготавливали при монастыре сестры и нательные крестики. 

Что еще можно посмотреть в музее, спросите вы? Да много чего. Вашему взору предстанет и фотография схимонахини Дарьи — матушки отца Варнавы, а также первоначальное место захоронения преподобного Варнавы (в подземной церкви Гефсиманского скита). Уцелел до наших дней и подлинный портрет основателя Иверской обители, а вот игумений монастыря Павлы и Серафимы написаны были не так давно Юрием Гальяновым. Есть в музее и экспозиция, посвященная советскому времени — периоду разрушения монастыря.

От Алексея Алексеевича я узнала, что собирался музей Иверской обители по крупицам. Экспонаты находились сами, точнее, их приносили добрые люди. Так удалось обнаружить вещи, принадлежащие монастырю: печать, облачения священников, изразцы, блюдечки, книги — бухгалтерские, религиозного и медицинского содержания. Примечательно, что на некоторых книгах стоял оттиск печати монастыря, в названии которой на первом месте стояла главная икона. Помимо этого, до наших дней дожил буфет, стоявший когда-то в аптеке больничного храма и даже сохранивший запах медикаментов. Для тех, кто не знает, сообщаю, что раньше при монастыре был свой стоматологический кабинет и даже операционная. Ведь именно при монастырях ранее создавались первые школы и больницы. Сохранились предметы, которые сестры использовали в быту, например, ножная прялка, коромысло, бидоны, деревянная доска для стирки белья, а также вещи из игуменского корпуса и личные отца Варнавы. А еще в музее есть уникальный экспонат, сделанный руками мастера нашего времени, — стеклянный сосуд, в котором, как замечательно подметил Алексей Алексеевич, смогла уместиться Библия. 

Но, пожалуй, главным украшением музея стал макет обители, воспроизведенный в масштабе 1:200. Над его созданием около трех лет трудились четыре человека, главным специалистом из которых стал Олег Борисович Моисеев. Покорпеть над макетом пришлось изрядно. Так как не сохранилось никаких чертежей, то их выводили по наитию, по сохранившимся фотографиям. Старались не зря. Выксунцы и гости города смогут увидеть в миниатюре не только постройки, которые некогда размещались на территории Иверского Выксунского женского монастыря, но и как в храмах горят паникадила, а также услышать церковное пение и колокольный перезвон. 

Несколько слов стоит сказать о перспективах на обозримое будущее. Они, безусловно, есть. Ограничиваться одной комнатой музей не собирается. Например, сейчас для оформления галереи собирают картины выксунских художников на православную тематику или с пейзажи родной природы. Планируют здесь обустроить и уголок быта, который поможет нам, современным людям, представить, как раньше, в старину, на Руси занимались рукоделием. Есть и еще одна заветная мечта или, как выразился Алексей Алексеевич, сверхзадача — создать на базе музея православный культурный центр, в котором будут работать кружки по плетению, древним ремеслам, началам иконописи… 

Возможно, когда-то музей расскажет не только о том, как зарождалась Иверская обитель на Выксунской земле, как процветала, как пережила времена атеизма, но и о нас с вами. Ведь мы тоже часть истории, которую нашими молитвами и христианскими подвигами Господь в силах изменить. Будем надеяться, что в скором времени музей Иверской обители распахнет свои двери для посетителей.

Текст и фото Натальи Фоминых. Материал опубликован в газете «Выкса.ru».

Cайт Выксунской епархии. 29/01/2015.