5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Сегодня празднуется Собо́р новому́чеников и испове́дников Це́ркви Ру́сской — праздник в честь святых Русской православной церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Празднование было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором в 1918 г. Дата 7 февраля – по новому стилю (в этом году празднование выпадает на 5 февраля) была выбрана, потому что в этот день был расстрелян митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Владыка Владимир, будучи митрополитом Московским и Коломенским, посещал Выксунский Иверский женский монастырь и принимал участие в освящении Троицкого собора обители.
Невозможно сегодня не вспомнить матушку Маргариту, игуменью Выксунского Иверского монастыря. Тяжелые испытания, которые она пережила и трагическую кончину в годы безбожной власти.
В 1925–м монастырь был закрыт. Игумения Маргарита и несколько сестер обители были вынуждены уехать на постоянное место жительство в город Муром, где она проживала на улице Мечникова, в доме № 38. Из воспоминаний Сергея Львовича Щеглова,
проживавшего тогда в Муроме, мы можем представить себе как жила матушка Маргарита в те годы:
«Мама приводила меня в Муромский , еще не закрытый собор на богослужения, и я каждый раз видел среди молящихся высокую, представительного вида монахиню в длинной, до пят, черной рясе с наперсным крестом и в черном же головном уборе. Это была Игумения Маргарита. Лицо ее было то умиленным, то освещалось суровым взглядом. Домик, где жила она, был маленький, аккуратный, чистенький. Я приходил к матушке Маргарите и просил дать почитать мне Жития Святых. При чтении у меня возникали вопросы, я задавал их. Она разъясняла любознательному мальчику, что ему было непонятно. Поэтому каждое посещение этого домика было для меня интересным и важным событием».
В архиве монастыря есть фотографии нескольких сестер Иверской обители, которые уехали с игуменьей Маргаритой в Муром и жили с ней этом доме. Некоторые были арестованы вместе со своей матушкой.
Текст Ольги Грачевой